По стандартам DOT
Прошли те времена, когда выбора при покупке тормозной жидкости не было: всей тормозной системой в масштабах страны заправляла отечественная БСК на основе спирта и касторки. Сегодня она снята с производства по причине высокой температуры замерзания (всего минус 200 С) и низкой кипения (1400). На смену пришли тормозные жидкости по классификации DOT, принятой в Америке. Кстати, сама аббревиатура расшифровывается как Department of Transportation, то есть Минтранс США.
В Европе существуют и другие стандарты: SAE, ISO и т. д. Но в России почему-то прижился DOT. ГОСТом он не зарегистрирован, а своих, современных, общероссийских требований к тормозным жидкостям так и не выработано.
Сегодня на рынке представлены три типа ТЖ DOT-стандарта: DOT-3, DOT-4 и DOT-5. Основные показатели – температура кипения и кинематическая вязкость у них разнятся. Так, DOT-3, только что залитый в систему, закипает при 2000 С. Со временем жидкость теряет часть свойств из-за поступления в систему влаги (в основном это образующийся в конуре конденсат из-за постоянной смены температур при торможении), и показатель снижается до 1400. Кинематическая вязкость примерно одинакова у всех типов современных ТЖ, кроме DOT-5, где этот показатель ниже, т. е. жидкость менее вязкая, особенно при минусовых температурах.
DOT-4 в свою очередь значительно превосходит DOT-3 по качеству (в частности, по температуре кипения). Но это вовсе не означает, что следует без оглядки отдавать предпочтение именно ей. Во-первых, нужно строго следовать рекомендациям, прописанным в инструкции по эксплуатации автомобиля. Во-вторых, необходимо иметь в виду, что DOT-3 применяется в автомобилях, где присутствует барабанная система тормозов, а DOT-4 используется только в дисковых вариантах на всех четырех колесах.
DOT-5 не для каждого
Что касается DOT-5. Автолюбителям рекомендуется вообще забыть про нее, несмотря на все выдающиеся характеристики. Применяется она только в спорткарах, причем участвующих в соревнованиях. Дело в том, что эта жидкость производится на основе силикона, а не полигликоля, как другие. Состав DOT-5 быстро разрушает резиновые элементы тормозной системы, поэтому за ней требуется постоянный уход.
Что касается вообще ухода. Как уже было сказано, со временем тормозная жидкость набирает влагу (до 2% в течение года) и теряет свои свойства. Поэтому менять ее следует хотя бы раз в три года (не смешивая одну с другой!), чтобы не дай Бог не произошло внезапное превращение «тормозухи» в пар при резком торможении и провала педали в пол.
Источник: www.etlib.ru